Стили текста

Здравствуйте, уважаемые читатели. Когда вы пишете текст или говорите, вы используете определенные стили текста. Википедия называет их «стилями речи», не текста. Причем от правильности подбора этого самого стиля зависит результат диалога. Читатели, между прочим, нуждаются в правильно поданной информации больше. Так как отсутствия вербальных данных – они не могут увидеть вашу мимику, жесты, взгляд. Именно поэтому каждый копирайтер должен иметь представление о стилях текста. И о том, какой стиль уместен в той или иной ситуации.

стили текста

Описание стилей текста

Однако в русском языке всего пять стилей текста. У каждого из которых не только есть своя сфера применения. Но и жанры, характеризующие их определенные лексические и морфологические особенности.

  • Официально-деловой
  • Публицистический
  • Художественный
  • Научный
  • Разговорный

1. Официально — деловой стиль

Начать, пожалуй, стоит именно с него. В повседневной жизни использование официально-делового стиля в текстах встречается гораздо чаще, чем остальных. С помощью данного приема составляется текст законодательных документов, всевозможных инструкций, объявлений.
Стилю характерны – сухое, сжатое и компактное изложение информации. И кроме того отсутствие эмоциональной окраски. Он выделяется жесткой логической структурой и может содержать длинные предложения. Но для него характерны перечисления, а так же прямой порядок слов. Однако наиболее яркой отличительной чертой является наличие так называемых языковых штампов (клише).

Стили текста

Пример использования официально-делового стиля

Согласно постановлению №4 от 16 февраля 2014 года, положения, которые были приняты в ходе 14 съезда народного собрания копирайтеров и рерайтеров в марте 2009 года, разрешающие использование в своих текстах отсканированного или восстановленного из Web-архива материала, необходимо отменить, а всех лиц, замеченных в продаже чужого контента, лишить права заниматься копирайтерской деятельностью на срок от года до трех лет.

Публицистический стиль

Это стиль, обслуживающий такие области общественных отношений, как политические, экономические, культурные, спортивные и другие. Его используют в средствах массовой информации (СМИ), куда относится не только телевидение, радио, газеты и журналы, но и всевозможные интернет-издания, новостные сайты и еще некоторые типы ресурсов.

Главной функцией публицистического стиля является не только донесение до читателя информации о социально значимой новости. Но и ее комментирование, в некоторых случаях, проведение собственной оценки событий и фактов. Тексту может быть придана эмоциональная окраска с целью воздействия на человека и вызова у него соответствующей реакции, позитивной или негативной. Отличительная черта – последовательное и логичное изложение поставленного вопроса.

Стили текста

Пример использования публицистического стиля

Криминальные хроники. В поселке NN проживала гражданка Коза и ее семеро несовершеннолетних детей. Рядом с домом многодетной матери поселился безработный гражданин Волк, имеющий неоднократную судимость. Воспользовавшись отсутствием гражданки Козы, он нанес визит по месту ее проживания. Обманным путем попав на территорию частной собственности, Волк похитил шестерых детей. Однако, благодаря оперативному вмешательству правоохранительных органов и показаниям седьмого ребенка, правонарушитель был пойман и изолирован от общества, а дети возвращены гражданке Козе.

Художественный стиль

Использование данного стиля текста характерно для художественной литературы (художественные книги, рассказы, поэмы) и редко выходит за рамки одноименной области. Авторы прибегают к нему с целью более яркой окраски передаваемых эмоций. Причем эмоциональность эта существенно отличается от эмоциональности в разговорно-бытовом и публицистическом стилях, так как выполняет эстетическую функцию.

Воздействие на читателя осуществляется благодаря всему богатству лексики, разным стилям, образности. Но во множественном числе употребляются особые фигуры речи. Это так называемые художественные тропы, делающие повествование более красочным, насыщенным и усиливающие отражение в тексте действительности.

Стили текста

Пример использования художественного стиля

Тринадцатилетнему мальчику Тарасу уже была известна вся невеселая судьба крепостного: от рождения и заканчивая последней его гробовой свечей. Смерть для него была как отдых. Прибранная пустая хата с лежащим посередине телом воскового человека. Его черным заскорузлым рукам впервые за долгое время не надо будет вставать с рассветом, идти на барщину, ковыряться сохой в неподатливой земле. Но и теперь не нужно отягощать себя одной и той же унылой думой.

Научный стиль

Прежде всего, сфера применения научного стиля – учебная литература. Научные работы и другие тексты, относящиеся к науке и обучению. Главными чертами считаются отвлеченность и обобщенность. Подчеркнуто-логичное повествование и наличие большого количества терминов. В отличие от других стилей, при написании текстов не следует бояться допускать повторения слов. Но и даже напротив, давать каждому понятию строго определенное название.

Использование метафор и разных образов в научном стиле недопустимо, исключения могут быть только в случае, когда надо логически акцентировать внимание читателей на какой-нибудь мысли. Да и вообще, стоит придерживаться монологического характера высказывания. Тяготеть к нормированной речи и строго отбирать языковые средства.

стили текста

Пример использования научного стиля

Технолого-инструкционная карта отвечает всем государственным стандартам. Она содержит информацию, обеспечивающую правильность выполнения трудовых операций. Их периодичность, качество работы и соответствие рабочей программе. Кроме того в ней указаны квалификационным характеристикам профессии. Содержимое методической разработки соответствует требованиям, предъявляемым к учащимся учебных заведений третьего и четвертого уровней аккредитации.

Разговорный стиль

Один из основных инструментов и большинство блоггеров. Использовать данный стиль стоит, если вы хотите добиться максимальной близости и простоты в общении с читателями. Автор как бы опускается на уровень собеседника, ставит себя с ним на одну планку.

Главной особенностью разговорного стиля является наличие фраз и оборотов. Причем именно таких, которые будет не стыдно сказать в лицо своему собеседнику без возникновения впоследствии чувства неловкости. Стоит также упомянуть наличие сленговой лексики, просторечных выражений, эмоциональную окрашенность. Если говорить о интернете, сюда можно добавить смайлики и написание букв в верхнем регистре и прочее.

стили текста

Пример использования разговорного стиля

Привет. Если тебе нужна работа, тогда срочно вставай со стула, соберись и отправляйся на собеседование. В моей компании готовы предложить тебе высокую заработную плату. Стабильные условия труда и полный социальный пакет. Уверен, тебя порадуют всяческие премии и надбавки, которые выплачиваются всем сотрудникам. А не только отработавшим несколько лет.

Но не всегда однозначно определить, к какому именно стилю относится текст, иногда не представляется возможным. Нередко можно увидеть симбиоз публицистического стиля и разговорного. А так же тесное переплетение научного с официально-деловым и так далее.

Когда какой стиль текста выбрать

Как правило, у большинства людей такой проблемы нет. При написании каждый автор интуитивно перебирает стили текста, выбирая наиболее подходящий. Но если у вас все же возникли трудности, тогда воспользуйтесь приведенными ниже рекомендациями:

Задайте себе вопрос: “С какой целью я пишу этот текст?”. Для заполнения новостных сайтов подойдет публицистический стиль. А для заметок в личном блоге – разговорный. Если вы пишете художественное произведение (стих, поэма, рассказ), то стоит воспользоваться художественным стилем. Со всеми его эпитетами, метафорами и прочими украшающими речь элементами.

Подумайте, насколько будет уместно использовать ту или иную манеру описания в той или иной речевой ситуации. Если это рабочая среда – официально-деловой стиль подойдет идеально. А если вы будете общаться в официально-деловом стиле со своими друзьями и родственниками, это будет выглядеть несколько странно.

Не стоит забывать и про так называемые жанры. У каждого стиля их несколько. Например, у публицистического стиля есть целых три группы жанров: информационные, аналитические, художественно-публицистические. Ну и соответственно, к конкретной ситуации одни подходят больше, а другие меньше.

Заключение

В заключение еще раз акцентирую ваше внимание на важности правильного выбора. Стили текста важны для копирайтеров и писателей. Да и не только для копирайтеров (во время написания статей на продажу) и сайтостроителей, наполняющих контентом свои площадки. Но и в повседневной жизни – на работе, учебе, в общении с людьми и так далее. Составленный вами текст может как стать важным коммуникативным преимуществом, так и показать вашу неграмотность. И в итоге выставить вас в плохом свете.

Про написание текстов

  1. Тошнота текста: https://rubvsem.ru/frilans/toshnota-teksta.html
  2. Пишем продающие тексты: https://rubvsem.ru/frilans/pisat-prodayushhie-texty.html
  3. Текст без ошибок: https://rubvsem.ru/frilans/napisat-text-bez-oshibok.html
  4. О ритме текста: https://rubvsem.ru/frilans/ritm-teksta.html
  5. Оформление текстов: https://rubvsem.ru/frilans/oformleniya-teksta.html
  6. Заголовок текста: https://rubvsem.ru/frilans/pridumat-zagolovok-texta.html
  7. Голосовой блокнот: https://rubvsem.ru/obo-vsem/golosovoj-bloknot.html
  8. Список продающих фраз: https://rubvsem.ru/obo-vsem/19-prodayuzih-fraz.html
  9. Однако не забываем о прибыльномый копипасте: https://rubvsem.ru/sajtostroenie/pribylnyj-kopipast-tehnicheskaya-storona-voprosa.html
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: